Заказ развивающих товаров:
Наименование
Количество
(1–99)

 

Rambler's Top100 создание продвижение раскрутка сайтов Мытищи Королев

Ролевые игры и их влияние на развитие ребенка

Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре, это самый важный вид деятельности ребенка. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет во взрослой жизни. Он учится понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки и поступки товарищей по играм, ребенок учится действовать в коллективе. В игре есть строгие правила, поэтому игра приучает детей подчиняться правилам.

Игра организуется свободно, нерегламентированно. Нельзя обязать ребенка играть с 11 до 12 часов в настольные игры, а после 12 – в дочки-матери. Это не значит, что ребенок не должен соблюдать режим дня. Время для сна, еды, прогулок, также как время игр и занятий должно быть строго определено. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, окончание игры трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой. Взрослый может предложить игру, но он сам должен заинтересоваться, принять предложенное.

Ролевые игры прежде всего представляют собой совместную деятельность детей со взрослым. Миф о том, что у детей сильно развитое воображение и они могут сами подолгу играть и фантазировать, не соответствует действительности. Пример тому – домашние дети, которые скучают, слоняются по дому и не знают, чем заняться, и даже детишки в детском саду, которые часто шалят, бегают, дерутся и толкаются, не умея без взрослого начать и организовать игру. Именно взрослый вносит в жизнь детей ролевые игры, знакомит их с содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра невозможна, взрослый является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.

В любой игре содержится два типа правил – правила действия и правила общения с партнерами. Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача взрослого – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре. Так же бессмысленны и даже вредны прямые требования что-то запомнить или усвоить в игре. Ребенок дошкольного возраста не может учиться по требованию взрослого. Он способен запоминать и усваивать только то, что нужно ему самому, в чем он испытывает практическую необходимость. Тем более, недопустимы раздраженный тон и грубость в отношениях с детьми.

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Психологический возраст ребенка – понятие условное и определяется не только календарными сроками, т.е. количеством прожитых лет и месяцев, но и уровнем психического развития. Игры должны предлагаться последовательно – от самых простых и доступных каждому малышу к более сложным.

Необходимо отметить, что непосредственное взаимодействие между детьми на первом году жизни практически не происходит. Малыши девяти-десяти месяцев от роду относятся друг к другу как к живым игрушкам: что-то лепечут, проявляя живой интерес, дергают за волосы, трогают пальцами глаза и тому подобное. В возрасте около восемнадцати – двадцати месяцев у детей возникают первые непосредственные взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого возраста, дети стремятся больше играть друг с другом. На втором году жизни дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых: укладывают куклу спать, кормят ее, водят на прогулку, везут машинку, коляску, моют, чистят предметы домашнего обихода, готовят пищу, стирают и т.д. Однако двухлетние дети еще не в состоянии играть вместе в игры с правилами.

Позднее появляется сюжетно – ролевая игра. Ее возникновение в жизнедеятельности детей связано с рядом обстоятельств:

Во-первых, ребенок должен научиться пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры (символический смысл);

Во-вторых, у ребенка должна возникнуть потребность копировать действия взрослых;

В третьих, он должен научиться взаимодействовать с другими людьми – детьми и взрослыми - в игре.

Условно можно разделить дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-6 лет).

Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. Сюжетно – ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Так, например, трехлетние дети, как правило, любят и умеют бегать и прыгать. Используя эти умения, можно организовывать новые игры, основанные на новой последовательности этих движений, их постепенном усложнении и главное – их новом содержании и осмыслении: не просто бегать и прыгать, а прыгать в воображаемой ситуации (по кочкам на болоте или бежать от кота или лисицы, которые могут их поймать).

Детские сюжетно – ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре – это, как правило, или семейные роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь и т.п.), или воспитательные (няня, воспитательница в детском саду) или профессиональные (врач, командир, пилот), или сказочные (козлик, волк, заяц, змей). Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые или дети, заменяющие их игрушки, например куклы.

Нужно отметить, что дети, воспитывающиеся дома, включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад.

Сюжетно – ролевые игры дошкольников.

Сюжет – действительность, которая отображается в игре в зависимости от сюжета игры подразделяются на следующие темы:
  • труда;
  • бытовые;
  • с общей тематикой.


Длительность сюжетной игры:
  • в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
  • в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);
  • в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до нескольких дней).


Театрализованные игры.

Театрализованные игры – разыгрывание определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Театрализованные игры подразделяются на игры-драматизации и игры на темы литературных произведений.

Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности - ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать.

В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно – ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых или реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. Многие предметы натурального характера, используемые в игре младших дошкольников, здесь заменяются условными и возникает т.н. символическая игра. Например, простой кубик в зависимости от игры и отведенной ему роли может символически представлять и различные предметы мебели, и машину, и людей, и животных. Род игровых действий у средних и старших дошкольников только подразумевается и выполняется символически, сокращенно или лишь обозначается словами.

Детей порой мучает сила собственных эмоций, их чувства нуждаются в выходе. Неразумно подавлять эмоции полностью – самое лучшее – помочь ребенку выразить их безвредным для себя и окружающих способом. Для излияния гнева, например, можно пнуть, или швырнуть игрушку. Иногда успокоение приходит, когда ребенок поколотить пуфик, или накричит на машинку, книжку.

Дети часто выражают свои заботы через фантазийную игру. Для этого годятся куклы, мишки, игрушки бытового характера и пр. Часто внимательно слушающий, или участвующий в игре взрослый, при посредстве кукол выясняет озабоченность малыша домашними неладами, страхом перед другими детьми, или мыслями о чем-то особенном. Это помогает взрослым разобраться в детских чувствах и найти способ им помочь.

В фантазийной игре дети располагают всей властью и силой, которых лишены в реальной жизни. Они командуют куклами и мишками, как взрослые ими. Они могут грубо обращаться с игрушечной обезьянкой, как им хотелось бы обращаться с надоевшими детьми в группе. Но с ними они сдерживаются.

Играя в больницу или зубной кабинет, дети выражают страх или непонимание, которые не показывают окружающим их взрослым. С такими страхами они могут справиться исключительно через игру, но и взрослым надо стараться утешить ребенка или объяснить непонятное. Это можно сделать, подключившись к игре или поговорив с ребенком по другому поводу, например взяв в качестве отправной точки соответствующую моменту книгу.

1-3 года
Прятки


Ролевой вариант пряток для самых маленьких. Водящий-взрослый – волк/медведь/кошка, ребенок – олень/зайчик/мышка. Водящий просит ребенка спрятаться (в квартире, на прогулке в парке, на детской площадке), считает до пяти «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать» и ищет ребенка, играя роль волка. Например, мама идет по квартире и низким голосом повторяет: «Я серый волк, зубами щелк, иду искать зайчика, уууу!», «Где же малыш? Никак волк не может его найти…». Можно ползти по квартире, рычать (не страшно), или идти большими шагами, широко расставив руки. Хорошо спрятавшемуся зайчику можно вручить приз – морковку или кочерыжку от капусты…

Подражание животным

Вырежьте из журналов, старых книг картинки с изображением животных, знакомых вашему ребёнку (собака, кошка, корова, лошадь, заяц, лиса, волк, медведь…). Наклейте каждую картинку на отдельный небольшой лист плотной цветной бумаги или картона, чтобы получился набор открыток с животными. Покажите открытки своему малышу и обсудите каждую из них. Расскажите, как животное «говорит» и как оно двигается. Продемонстрируйте это и попросите малыша повторить за вами. Утрируйте движения, чтобы малыш смог лучше понять характер и величину шагов. Например, слон в вашем исполнении делает очень медленные, неуклюжие и тяжеловесные шаги, а котёнок совершает быстрые и лёгкие шажки. Положите открытки на стол. Попросите ребёнка выбрать какую-то одну. Скажите, как зовут животное, на которое пал выбор, и попросите малыша подвигаться, как оно.

Активные игры-имитации

Можно поиграть с малышом в игру-имитацию.
Ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом.
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко-сладко засыпали:
Вот так, вот так!

 


На все слова игры имитируйте движения вместе с Ребёнком.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!


Младший дошкольный возраст (3-4 года),
Дочки-матери / Игра в доктора / Игра в магазин…


Игра в дочки матери кажется настолько старой, естественной и простой, что и объяснять ничего не нужно. Однако хотелось бы еще раз обратить внимание на организующей момент, который вносят взрослые. Часто видна такая картина: родители сидят на лавочке во дворе и общаются с друзьями/соседями, а дети сами играют неподалеку. Уделите детям немного внимания, иногда присоединяйтесь к их игре, если у вас есть время, это сделает игру более интересной и длительной, а также поможет предотвратить или избежать лишних конфликтов, неизбежно возникающих между детьми. Предложите сюжет: сегодня кукла Наташа заболела и мама должна ее полечить. Распределите роли. Кто-то будет мама, кто-то бабушка, сестра, подруга и т.п. Сначала пусть кукла пожалуется на то, что у нее болит. Далее пусть мама пожалеет куколку, но успокоит: мама рядом и ее обязательно вылечит. Пусть мама, бабушка, сестра предложат варианты лечения. Это способ заодно в ненавязчивой форме рассказать детям о симптомах разных заболеваний и необходимых мерах по их излечению, показать, что к больному нужно относиться с особым вниманием и добротой. Уложите куклу в постель, укройте теплым одеялом, оденьте шарфик, измеряйте температуру, дайте разные лекарства. Если у вас есть набор доктора – это неплохо, если такого набора нет – используйте подручные материалы. Любая найденная палочка может быть градусником, а лекарство можно дать вообще в воображаемом стаканчике… Сходите к доктору. Пусть доктор вас послушает, измеряет давление, проверит горло, сделает запись в карте, выпишет рецепт. Зайдите в аптеку, купите необходимые лекарства… Вернитесь домой и уложите куклу спать…

Другим сюжетом может быть игра в магазин, в школу, в детский сад… Иногда родители говорят о том, что они растят будущего ученого и кандидата наук и зачем играть с ребенком в «примитивные игры»? Однако нужно заметить, что кандидаты наук обязательно должны, как и все люди, ходить в магазин и покупать продукты. Без этого они просто умрут. Поэтому очень важно научить ребенка общаться в магазине, проигрывать различные роли – продавца/другого сотрудник магазина/покупателя, чтобы ему легче было во взрослой жизни. Человек – часть социума, и его успешность зависит от того, как он умеет общаться, исполнять различные роли, в том числе и роль покупателя в обычном продуктовом магазине (хотя это может быть и мебельный магазин, и автосалон и др.)… Для игры в магазин можно купить специальные кассы, наборы овощей и т.п., а можно просто нарезать бумажки – это будут деньги, и продавать имеющиеся куклы, машинки, овощи из холодильника, одежду из шкафа или что-то другое.

Игра в школу также важная часть психологической подготовки ребенка к школе. Пусть ребенок примеряет на себя не только роль ученика, но и роль учителя. Посадите все куклы (можно добавить мишек и других плюшевых зверушек) в ряд, пусть ребенок будет учителем, а мама или другие детки присоединятся к ученикам. Пусть всем раздадут листочки с заданиями (мамы, выпишите из книжек для дошкольников (например, Петерсона) несложные задания для детей 5-7 лет, или составьте сами простые математические примеры, или сочините задания на тему: нарисуйте 3 геометрические формы, напишите гласные буквы, которые вы знаете, напишите названия сказок, где есть животные и т.д.) и пусть тот, кто лучше/быстрее/полнее выполнит задания получит от учителя хорошую оценку – красный кружок, а в конце игры самый успешный ученик (кроме мамы) пусть получит приз (например, паззл), а все остальные поощрительные призы в виде мороженого, лимонада и т.п. Можно устраивать и веселые перемены с песенками про утят («На веселых на утят быть похожими хотят не зря не зря»…) и танцами. Разумеется, вариантов игры – бесчисленное множество и зависят они только от фантазии взрослого и детей-участников.

Игра «Ястреб»

Дети собираются, количеством до 16 и больше, во дворе, в саду или в просторной комнате и бросают жребий. Выбираемый по жребию представляет ястреба. Остальные дети берутся за руки и становятся парами в несколько рядов. Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого-нибудь поймать. Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях ястреба, меняется с ним ролями. Дети во время бега стремятся бросить в ястреба платок или свернутый жгут, — если они попадают в него, он считается убитым и из среды детей выбирается на его место другой.

Активная игра «Хромая лиса»

Количество участвующих детей не ограничено. Собравшись на просторном дворе или в большой комнате, они выбирают одного из участвующих, которому дают прозвище хромой лисы.

На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме хромой лисы. По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало запятнать кого-нибудь из бегущих, т. е. прикоснуться к нему рукой.

Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим товарищам, потерпевший же принимает на себя роль хромой лисы.

Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; но игру можно прекратить раньше, при первом появлении признаков усталости.

Для правильного ведения игры необходимо соблюдать следующие условия: дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный хромой лисой, должен бегать лишь на одной ноге.

Активная игра «Кошка»

Дети собираются в просторном месте, выбирают из своей среды одного самого ловкого и проворного, ему выпадает роль кошки. Кошка тщательно прячется за деревом или кустом, стараясь остаться незамеченной товарищами. Остальные участники по сигналу взрослого бросаются во все стороны для разыскания кошки; кошка же от времени до времени мяукает, давая знать о своем присутствии, и быстро прячется, чтобы не быть открытой. Игру продолжают до тех пор, пока кошка не будет найдена, тогда по жребию вновь назначают другую кошку и игру ведут до тех пор, пока дети не устанут или не потеряют к ней интереса.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет), Лохматый пес

Цель этой игры - воспитание у детей выдержки, способности преодолевать свою робость и соблюдать некоторые элементарные правила. Игровая ситуация носит сюжетный характер: в ней создается образ персонажа, которого нужно опасаться. Задача ребенка состоит в том, что он должен идти навстречу этой опасности и не убегать от нее до определенного сигнала. Таким образом, игра учит детей управлять своим поведением.

Проводится она следующим образом. Воспитательница чертит на земле кружок. Это дом для лохматого пса. На расстоянии 2-3 шагов от него проводится черта, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15-20 шагов рисуется вторая черта, где дети будут спасаться от лохматого пса. Одному из детей поручается роль лохматого пса - он идет в свой дом и ждет, пока дети придут к нему. Воспитательница подводит детей к черте их дома и выстраивает в шеренгу. Сначала воспитательница сама ведет шеренгу детей, задавая направление и темп движения, и произносит следующие слова, которые вместе с ней повторяют все дети:

Вот сидит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он сидит,
То ли дремлет, то ли спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет!?...

Под этот текст все дети, взявшись за руки, подкрадываются к черте рядом с домом пса. На последние две строчки они протягивают руки и дотрагиваются до него. Пес в это время не должен шевелиться: сидя с закрытыми глазами, он позволяет погладить себя. Вдруг, неожиданно для детей, пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту). Пес бегает за детьми, лает на них, а когда все убегут за черту, возвращается в свой дом. Каждый ребенок, выбранный на эту роль, выполняет ее не более двух раз, после чего выбирается новый пес.

Несмотря на развлекательный и, казалось бы, примитивный характер этой игры, она содержит определенные правила, которые не так-то легко выполнить трехлетним малышам:
  1. не дотрагиваться до пса до тех пор, пока не кончится текст;
  2. пес не шевелится и не открывает глаза до тех пор, пока его не тронут;
  3. бежать в свой дом и спасаться можно только после того, как пес залает.


Выполнение этих правил приучает детей к выдержке и организованному поведению в коллективе.

Воробушки и автомобили

Основная цель этой игры - учить детей управлять своим поведением. Задача ребенка состоит в том, чтобы вовремя выполнять порученные игровые действия, которые определяются ролью. Игровая ситуация предусматривает чередование двух групп игровых действий - активные движения и их торможение (ожидание), что требует от детей определенных усилий. Сдерживание своей двигательной активности особенно трудно для малышей. Вместе с тем в этой игре оно становится доступным и понятным, поскольку обусловлено сюжетом игры.

Перед началом игры желательно обратить внимание детей на то, как летают воробушки, как они прыгают и чирикают, и как разлетаются в разные стороны, когда проезжают машины или приближаются люди.

Напомнив детям их наблюдения, воспитательница предлагает поиграть в воробушков и автомобили. Она очерчивает на земле площадь, где могут летать и прыгать воробушки (пространство должно быть достаточно большим). По краям площадки она рисует домики для воробушков (кружочки, квадраты, и пр.). Сюда они полетят, когда поедет автомобиль. Воспитательница объясняет, что в своем домике воробьи не боятся машин, а как только автомобиль проедет, можно опять прыгать и летать.

Сначала роль автомобиля берет на себя воспитательница, показывая как он едет и гудит. Проделав соответствующие движения, она говорит: "Летите, воробушки!" Дети выбегают на середину площадки, изображая, как летают и прыгают воробушки. Вдруг раздается гудок, и автомобиль снова проезжает по площадке, а воробьи убегают в свои домики, где спасаются от машины. Воспитательница раза два "проезжает" из конца в конец по площадке, возвращается на свою стоянку и дает сигнал: "Летите, воробушки!". Так повторяется несколько раз. Затем выбирается несколько детей, которые изображают автомобили. Теперь воспитательница подает только словесный сигнал, когда должны действовать автомобили, а когда воробушки (например, гудок может быть сигналом для автомобилей, а чириканье - для воробушков). При повторении игры дети могут меняться ролями.

Эта простая по организации и увлекательная для малышей игра содержит очень трудный для них момент - торможение своей импульсивной двигательной активности, а также развивает способность действовать строго по сигналу. Причем здесь, в отличие от предыдущей игры, дети уже не держатся за руки, а действуют хотя и вместе, но самостоятельно. А это уже требует элементарного умения управлять своими движениями и контролировать себя.

Смелые мышки

Цель этой игры - воспитание у детей выдержки, формирование самоконтроля (в четкости выполнения правил), способности преодолеть свою робость. По сравнению с предыдущими, задача ребенка в этой игре усложняется: она требует большей выдержки (сигналу к действиям предшествует длительная пауза), более зримой для детей становится опасность "быть пойманным", усложняются пространственные условия движений детей. Все это учит ребенка управлять своим поведением и способствует формированию произвольного поведения.

Эта игра, как и предыдущие, связана с выполнением ролевых действий, с воображаемой ситуацией. Но, в отличие от предыдущих, активные действия выполняются небольшими группами (5-6 человек) по очереди. Остальные дети в это время выполняют роль жюри. Наблюдая и оценивая правильность действий других детей, они легко замечают их ошибки, и неточности. Это имеет важное значение для лучшего усвоения и осознания правил игры, более четкого и сознательного их выполнения. Таким образом, игра не только учит выдержке, но и создает важные предпосылки дня формирования самоконтроля.

Игра начинается с организации игрового пространства, в которой активно участвуют сами дети: они ставят стульчики для всех участников. Впереди перпендикулярно к линии стульчиков проводятся две черты на расстоянии примерно 20 шагов; напротив стульчиков рисуется дом для ловишки ("кота")’ После этого все дети садятся на приготовленные стульчики. Воспитатель выбирает из них 5-6 человек на роль мышек, а одного - на роль кота. Мышки становятся у черты, а кот занимает свое место в доме. С началом стихотворного текста, который произносит воспитательница вместе со всеми детьми, мышки делают несколько шагов по направлению ко второй черте. Произносится следующий хорошо известный текст С.Я. Маршака:

Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз-два-три-четыре –
Мыши дернули за гири... (Остановившись примерно в середине пространства между двумя чертами, мыши делают движение руками, будто дергают за гири, а дети на стульчиках хлопают в ладоши).
Вдруг раздался страшный звон! (... продолжительная пауза...)
Убежали мыши вон!

С последними словами, которые произносятся резко и неожиданно, мыши убегают, а кот их ловит. Спасаться от кота мыши могут за любой чертой, двигаясь либо назад, либо вперед (по своему выбору). Ловить их кот может только в пространстве между двумя чертами. Пойманными считаются только те мышки, до которых кот дотронулся (хватать и тащить детей нельзя).

Сразу же производится оценка действий мышей и кота: это один из главных моментов игры. Дети на стульчиках, выполняющие роль жюри, вместе с воспитательницей отмечают, какие мышки были смелые, кого кот поймал, хороший ли был кот, не нарушил ли кто-нибудь правила игры. Воспитательница, задавая наводящие вопросы, должна помочь детям заметить все нарушения правил и поощрить тех детей, которые вовремя начали бежать и четко выполняли все правила. После этого выбираются новые мышки и кот и игра повторяется сначала.

В первый раз эту игру лучше проводить в помещении, где меньше отвлекающих воздействий и легче сосредоточиться. В дальнейшем, когда дети усвоят правила игры, ее можно проводить на участке.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет), Необитаемый остров

Руководство:
взрослый предлагает детям представить, что каждый из них оказался на необитаемом острове. Взрослый описывает остров, его природу, его теплый климат, животных и птиц, а потом просит детей по очереди придумать, как:

1) сделать себе жилище;
2) сделать себе одежду;
3) сделать посуду;
4) добыть огонь;
5) отыскать или поймать что-нибудь на обед;
6) достать пресную воду из глубины;
7) сделать лодку или плот;
8) сделать зонт от солнца;
9) постричься;
10) сделать обувь;
11) определить время;
12) подать сигнал о помощи и т. д.

Машина времени.

У вас появилась машина времени! Вы в нее садитесь и можете путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны, в ближнее и в дальнее будущее любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока вы находитесь в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.

"Домашний вариант": сидя дома, вы глядите в "Зеркало времени" или мысленно делаете снимки "Фотоаппаратом времени" или "Кинокамерой времени" или "Волшебным глазом". Называете место и время и, пожалуйста, изображение готово.

- Что бы вы хотели посмотреть в прошлом?
- Какими были мама и бабушка, когда им было столько же лет, сколько мне сейчас?
- Как жили динозавры?
- Я бы хотел познакомиться и поговорить с Пушкиным, с Наполеоном, с Сократом, с Магелланом.
- Что бы вы хотели посмотреть в будущем?
- Кем я буду? Сколько у меня будет детей?
- Поговорить со своим будущим сыном.

Вот невероятная ситуация. С Земли послали сообщение на далекую звезду. На этой звезде живут разумные существа, у них есть машина времени. Они послали ответ, но ошиблись, и ответ пришел на Землю раньше, чем было послано сообщение.

Задание. Предложите 10 сюжетов, связанных с эффектом машины времени.

Подвижная игра «Кошки и мышки»

Лучшим местом для этой игры служит просторная площадь вблизи школы, на открытом воздухе. В дождливые и холодные дни детям предоставляется в полное распоряжение одна из комнат, просторная и свободная, по возможности, от мебели.

Участники этой игры, в количестве до 25 и больше, без различия пола, выдвигают одного из сверстников в роли мышки и других двух в роли кошек.

Остальные дети берут друг друга за руки и образуют незамкнутый круг, в одном месте которого два по соседству находящихся участника опускают по одной из своих рук, образуя таким образом род открытых «ворот», при чем кошкам разрешается проникновение в круг исключительно через эти «ворота», мышке же, кроме того, еще через все прочие промежутки, образуемые между детьми.

Игра эта основана на том, что кошки стремятся во что бы то ни стало поймать мышку; лишь только это случилось, трое этих более всего активных участников берутся за руки и примыкают к остальным для образования того же круга, при чем им на смену выдвигаются новые мышка и кошки и т. д. до тех пор, пока все дети не побудут в этих ролях.

Ковбои и индейцы

Разумеется, в возрасте 5-6 лет можно играть в индейцев и ковбоев, полицейских и разбойников, русских и немцев… Предварительно желательно прочесть или рассказать ребенку (например, перед сном) о том, кто такие индейцы, как проходило завоевание Америки, можно и нужно рассказывать о том, какую страшную войну пережила наша страна в 1941-1945 годах, можно поговорить о том, какие виды оружия и техники применялись, рассмотреть карту боев; можно изучить войну 1812 года, Куликовскую битву и т.п. Это будет очень полезно и познавательно. Все эти сведения можно почерпнуть из детских энциклопедий, книг-«почемучек», специализированных исторических книг для детей, которые сейчас в изобилии можно найти на прилавках книжных магазинов… Конечно, чаще всего в эти игры играют папы с мальчиками, но и девочек можно привлекать в такие игры. Девочки могут быть «скво», помогающими развести костер, приготовить обед для воинов, воспитывать «детей» (аналогия с игрой дочки-матери) и даже участвовать в боевых действиях. Для игры можно подобрать детали костюма (например, найти птичье перо на улице, или дубовые листочки для роли Робин Гуда, достать из гардероба шляпу, похожую на ковбойскую) и т.д. Можно сделать лук и стрелы из веток, собранных в парке, или купить «оружие» в детском мире. Также для игры дома можно объединить ролевую игру с конструктивной, предварительно построив крепость из кубиков, или индейский шалаш под столом, или полицейский участок… При игре на улице также можно построить шалаш, выкопать оборонительный ров и провести другие подготовительные работы. Дальше участники делятся на два лагеря (папа – сын или папа и несколько детей в одном лагере, например, индейцев, и мама/старший из детей и несколько других детишек во втором лагере, соответственно, янки), после чего, если участников много, каждому дается боевое задание: например, индейцы атакуют крепость американцев, задача – захватить пленного языка и разрушить крепость, у янки задача – привести оружие в боевую готовность, выставить часовых, отбить возможное нападение индейцев)… Далее начинаются действия в лагере и активные нападательные/оборонительные военные действия… Конец игры непредсказуем, но взрослые должны контролировать зашкаливающие эмоции детей, вовремя указав на то, что боевые задачи с обеих сторон уже почти выполнены и вскоре пора возвращаться в свой лагерь и оценить результаты проведенной боевой операции.

Остров сокровищ

Дети во всем времена любили играть в пиратов. Если родители хотят устроить детский праздник, замечательный способ – организовать ролевую игру, где каждому будет отведена роль пирата на корабле. Это может быть игра по книге Стивенсона «Остров сокровищ» либо по фильму «Пираты Карибского моря» либо любой другой пиратский сюжет. Разумеется, предварительно нужно прочесть книгу или посмотреть фильм. Запаситесь несложными аксессуарами (сделайте сами или купите в детском магазине): это могут быть черные банданы, пиратский флаг, тельняшки и т.п. Родители должны заранее осмотреть территорию (например, дачный участок или городская квартира), спрятать несколько «кладов» или сюжетных «подсказок» (в ямке под кустом, в дупле дерева, если это квартира – в одной из книг в книжном шкафу, под диваном и т.п.), нарисовать карту (можно нарисовать на компьютере, если взрослые в ладах с техникой), озвучить сюжет – например, две команды пиратов должны найти по карте и имеющимся подсказкам главное сокровище. Кто быстрее найдет – тот и победитель, но должен будет поделиться призом с побежденными. Главным призом может быть лоток с мороженым, недорогие игрушки, паззлы или что-то еще, на усмотрение родителей. Такая игра на природе дает больше возможностей и для активности детей, и для более развернутого сюжета, а также сохраняет вашу мебель и другие предметы интерьера в целости и сохранности. Если игра пройдет удачно, она запомнится вам и вашим детям на всю жизнь. Вы обнаружите себя бегущего с горящими глазами и издающего пиратские кличи вместе с вашим ребенком. В перерыве можно приготовить и съесть пиратский шашлык, запить детским пиратским шампанским или лимонадом, спеть пиратскую и другие известные вам песни… Ваш ребенок всегда будет вам благодарен. Это и есть счастливое детство!

Домашний театр

Во все времена во всех интеллигентных семьях существовал домашний театр. Желательно, чтобы разные члены семьи (не только дети) участвовали в инсценировке. Однако, должны быть и зрители. Это могут быть гости. Или, если семья большая – старшее поколение или незадействованные родственники. Можно выбрать сюжет мультфильма (например, «Каникулы в Простоквашино», «Вини Пух», «В поисках Немо», «Русалочка»…), фильма («Мэри Поппинс, до свидания!») или классическое литературное произведение. Это может быть как пьеса (отрывок из пьесы), так и сюжет любой детской книги («Маугли» – есть и диснеевский мультфильм, «Буратино» - существуют и фильмы/мультфильмы по этому сюжету, это могут быть даже сюжеты русских народных сказок или сказок братьев Гримм…), но в этом случае кто-то из взрослых должен написать сценарий. Привлекать к участию можно ребенка с 3-летнего возраста, однако чем старше ребенок, тем «сложнее» и ответственнее роли можно ему поручить. В принципе, у таких драматизаций нет ограничительного возраста. Подросток 10-14 лет также с удовольствием примет участие, если суметь его заинтересовать и подобрать подходящую роль. Роли нужно заранее раздать и заучить. Несколько раз собраться для репетиций. Продумать реквизит (можно вместе с ребенком уже 5-7 лет), а к изготовлению реквизита привлекать и самых маленьких. Например, рисовать море и рыбок для заднего плана мультфильма «В поисках Немо» может и трехлетний малыш (и даже двухлетний может рисовать по трафарету). Выберите одежду, которая подойдет для каждой роли. Попросите что-то у знакомых на один вечер. Старайтесь сделать спектакль с юмором, чтобы всем было весело и сохранялась атмосфера праздника. Можно смешно двигаться: «плыть» по сцене, изображая рыб, ползти на четвереньках или скакать, как Маугли, можно произносить смешные звуки: громко рычать в конце фразы, если вы играете волка, пришепетывать или присвистывать, если изображаете домомучительницу Фрекен Бок или змея Ка, а также можно вставлять смешные фразы и выбирать сцены с самыми забавными ситуациями… Такие спектакли хорошо приурочить к какому-то празднику: Новый год, Рождество (тут целая серия библейских сюжетов), 8 марта, день рождения и т.п. Кроме развлекательной такая игра преследует и общеобразовательную цель, детям понравится читать, они смогут творчески перевоплотиться, проявить инициативу при подготовке к спектаклю. Отлично, если это станет доброй традицией в вашей семье. Хорошо заснять спектакль на видео или сделать фотографии. Это будут незабываемые мгновения жизни вашей семьи!

Ничипорук Ж.В.