Заказ развивающих товаров:
Наименование
Количество
(1–99)

 

Rambler's Top100 создание продвижение раскрутка сайтов Мытищи Королев

Игрушки: всё не так уж просто!

Изобилие кукол и машинок еще не гарантия того, что кроха любит и умеет играть


Часто мы слышим: «Мой ребенок не играет. Игрушки не интересны ему. Он охотно возится рядом со мной на кухне, а игрушки лежат без дела!» В чем причина? Нужно ли что-то делать или малыш подрастет и начнет играть больше и лучше?

Воз и маленькая тележка

С появлением ребенка в семье многие родители начинают бесконтрольно покупать игрушки, и особенно те, с которыми сами бы хотели поиграть, как бы компенсируя нехватку игрушек в своем детстве.

Другой источник появления игрушек в семье – подарки. Считается дурным тоном прийти в гости, где есть ребенок, без игрушки. Мода на «развивалки» тоже внесла вклад в разросшиеся игровые комнаты детей: взрослые покупают специальные развивающие игрушки, но не умеют в них играть. Отданные ребенку в свободное пользование, такие игрушки быстро разбрасываются по комнате или разбираются на части. Так что современные дети часто не играют просто от того, что игрушек у них слишком много, а следовательно, они не являются для них ценностью.

А кроме того, сейчас отсутствует передача игровой культуры от поколения к поколению: дети в городах сейчас редко общаются между собой свободно и не учатся друг у друга играм. Поможет посещение детских игровых комнат и центров, в программе которых есть группы раннего развития и программы, реализующие потребность ребенка в детской игре: подвижной, сюжетной, коллективной.

Когда этого нет, а взрослые тоже не играют с детьми, не стоит удивляться, если любимой игрушкой ребенка станет компьютер и мобильный телефон. Есть такой классический эксперимент в психологии развития: маму просят из всех имеющихся игрушек выбрать ту, в которую ее малыш любит играть меньше всего, и в течение двух недель ежедневно по нескольку минут играть с крохой именно с этой игрушкой. Результат превосходит все ожидания – игрушка превращается из нелюбимой в наиболее предпочитаемую и ребенок потом долгое время выбирает эту игрушку даже при самостоятельной игре. Дело в том, что для малыша именно эта кукла или машинка отныне связана с присутствием мамы. Беря ее в руки, он вспоминает все предыдущие дни совместной игры, вспоминает, что и как мама с этой игрушкой делала. На ней, как любят говорить психологи, теперь лежит «печать общения».

Хотите, чтобы Ваш ребенок играл с игрушками? Вместе с ним проиграйте в них много часов, «оживите» их своим присутствием. Чтобы кроха научился играть, необходимо чтобы мама помогла ему в этом.

Неправильные и правильные

Увы, многие игрушки не назовешь «правильными». Они изготовлены из неестественного материала, окрашены в неестественные цвета. Они слишком похожи на настоящий предмет (например, маленький игрушечный утюг совсем как утюг большой). Эта чрезмерная похожесть не оставляет места для фантазии крохи: игрушка и так слишком похожа на образец, ничего домысливать не надо.

В «неправильных» игрушках часто используется принцип кнопки. Малыш нажимает на нее, и от одного простого движения загораются лампочки, начинают крутиться колесики, все приходит в движение. Затраченное усилие не соответствует полученному результату и не позволяет образовать причинно-следственные связи. Интеллект развивается совсем не так, как при игре с простой игрушкой: там, где «толкнул – покатилось» или «дарил – отлетело».

Тяга к ранним легким впечатлениям, к тому, что почти все вокруг является развлечением, откладывается глубоко. Понятно, что мы живем в цивилизации кнопки, но чем больше ребенок в детстве увидит вещей, принцип работы которых ему очевиден и доступен, тем лучше у него будет развито логическое мышление.

У детей наблюдается огромный интерес к ручному труду – и мужскому, и женскому. Они внимательно смотрят на то, что делается руками. И если папа забивает гвоздь или сверлит стену, это для малыша просто праздник познания взрослой жизни. Но, увы, если образцы женского ручного труда можно увидеть (например, на кухне), то во многих семьях мужской ручной труд сводится к работе на клавиатуре компьютера. И это закономерно – такова стадия развития цивилизации. И тем не менее папам маленьких мальчиков хорошо хотя бы изредка заниматься с ними тем, что веками составляло мужскую часть работы по дому. Это будет для них гораздо более полезным занятием, чем многие развивающие игры.

Правильная игрушка многофункциональна – ее можно использовать несколькими способами, причем в самых разных играх. Классический пример – мяч. Его можно и бросать, и катать, он может стать кукольным арбузом или сказочным колобком. Чем меньше ребенок, тем больше среди его игрушек должно быть многофункциональных. Правильная игрушка сделана из экологически чистого материала (ткань, дерево, металл, кожа). Совсем обойтись без пластмассовых игрушек вряд ли получится, но стоит стремиться к тому, чтобы их процент был как можно ниже. Правильная игрушка позволяет ребенку придумывать различные сюжеты для игр, а значит, и чаще бывает востребована и не запылится на полке. Один из простых и доступных способов сделать игрушку почти новой для малыша – убрать ее подальше (принцип мелкой фасовки). Если Вы разделите все игрушечное имущество ребенка на 3 или 4 примерно равноценные части, ¾ уберете и будете менять игрушечную «экспозицию» раз в неделю, кроха собственные игрушки станет воспринимать почти как новые.

«По полочкам»

Для ребенка хорошо, если маленькие звери лежат отдельно, машинки отдельно, а конструкторы не перемешаны между собой. Так малышу проще научиться играть, а не создавать вокруг себя хаос. Дети любят, чтобы игрушки были разложены в разные ящики, красивые коробки и корзины. Так проще понять, что у каждой игрушки есть свой домик. Идеально, если в комнате малыша присутствует игровая зона и все игрушки «живут» именно там. Для детей постарше главным организующим пространство игровой зоны предметом может быть игрушечный дом.

Если малыш уже начал ползать и ходить, игрушки, просто сваленные в ящик, ему не подойдут. Психологи справедливо считают, что оптимальное расположение игрушек – на уровне глаз ребенка на неглубоких открытых полочках. Лучше всего для этой цели послужит стеллаж, крепко привинченный к стене. Не надо путать такой стеллаж с системой хранения игрушек, которая должна быть расположена в недоступном для детей месте. Хорошо, если игрушки в системе хранения распределены по видам и лежат в закрытых непрозрачных коробках.

Примерно до трех лет кроха гораздо лучше играет, если порядок на полках поддерживает мама. Детки в этом возрасте не способны создавать то, что специалисты называют «хорошей структурой» для игрушек. Проще говоря, малыш увлеченно играет, пока может разрушать порядок и разламывать конструкции, созданные мамой. И как только все разрушено – интерес к игре, как правило, пропадает.

Кто в ответе за порядок?

Итак, вы добились успеха, ваш ребенок снова играет. Но есть один нюанс в детской игре, про который родители часто забывают. Порядок в комнате – кому за него отвечать? Есть замечательная пословица: «Любишь кататься – люби и саночки возить». Она, как вы понимаете, о том, что нужно отвечать за последствия своих действий. Для ребенка, которому должно исполниться два года, подобные вещи начинают быть доступными, если родители считают правильным тратить время и силы на совместную уборку игрушек или участие ребенка в наведении порядка на столе.

По мнению большинства психологов, для развития малыша полезно, чтобы у него присутствовали минимальные домашние обязанности. Именно при каждодневном выполнении дел по дому у ребенка формируется способность отвечать за себя, концентрировать внимание, пробовать доводить начатое дело до конца. Избавив малыша от «повинности» сбора игрушек, вы ему не поможете, а некоторым образом помешаете осознавать мир и себя в этом мире. Естественно, большинству родителей и нянь гораздо проще и спокойнее убрать игрушки самим. Но если привычка участвовать в уборке детской не возникает рано, до трех лет, то после сформировать ее будет гораздо труднее, так как ребенок станет активнее сопротивляться. Старайтесь находить время, включайте фантазию, чтобы не силком привлекать малыша к ежевечерней уборке игрушек. Пусть он займется этим добровольно! Устраивая детскую, помните: для ребенка вещи, которые его окружают, - целый мир. И вы вовсе не полочки развешиваете и шкафчики расставляете – вы создаете вселенную, в которой будет расти ваш малыш.

Екатерина Бурмистрова,
Психолог центра поддержки семьи «Рождество», мама семерых детей